oC

Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли-сад №7

отдела образования города Костаная» Управления

образования акимата города Костаная»

Консультация на тему:

 «Мифы о речи. Запуск и развитие речи»

Подготовила: учитель – логопед

Борисова М.С.

Октябрь, 2022г.

Многие родители, приходя ко мне на консультацию спрашивают: «Как правильно должна развиваться речь?», «А вот папа до 5 лет не говорил, и ребенок в его возрасте сейчас плохо говорит», «А плохая речь сама пройдет?»

Поэтому данная консультация направлена на развенчивания мифов подобных вопросов и утверждений

 

МИФ 1. Само пройдет.

Одна из распространённых причин, по которой родители не ведут своего ребенка на консультацию к логопеду. Бабушки и дедушки, пытаясь успокоить родителей малыша, вводят тем самым в заблуждение.

Тем не менее, исследования убедительно показывают, что если дошкольник обладает ограниченными речевыми навыками, скорее всего, у него будут проявляться проблемы в устной и/или письменной речи на протяжении всего школьного обучения (и даже во взрослой жизни).

Моя практика показывает, что дети с нарушением речевого развития (НРР) сохраняют 2-3-летний разрыв в речевых навыках в течение первых трех лет обучения в начальной школе, при этом признаков того, что они «догоняют» сверстников практически не наблюдается. Поскольку речь является основой для обучения, дети с НРР испытывают трудности в школе. Таким образом, учителям необходимо проявлять повышенное внимание к признакам того, что ребенок нуждается в дополнительной поддержке для развития устной речи.

 

МИФ 2. Ждите до пяти лет!

Если у четырехлетки нет звука Р, то это уже и не миф, а правда. Но в случае грубо нарушенного звукопроизношения в 3 -3,6 года (то есть нарушения проявляются по всем группам звуков: свистящие, шипящие, соноры л,р) – ни в коем случае ждать до 5 лет нельзя. Необходимо внимательно следить за развитием звукопроизношения малыша, и, если оно вызывает опасения, искать логопеда для систематических занятий, даже если крохе 2,6 – 3 года. Особенно это важно, если логопед отметил дизартрию, при которой нарушен тонус языка, а нередко и щек, губ, мягкого неба. Такому малышу необходим логопедический массаж и предстоит несколько лет регулярных занятий по исправлению звуков речи. Бывает, что к 5 годам накопился такой огромный «стаж» неправильного говорения, что поставить все звуки до школы не удается.

 

МИФ 3. Ребенок разговорится, когда пойдет в детский сад

Часто родители плохо говорящего 2-3-хлетки решают отдать его в садик, чтобы «разговорился». Детский коллектив малышу необходим, это бесспорно. Но что происходит на самом деле? Любящие родители понимают каждую просьбу своего чада и выполняют её, не давая ему высказаться. Малышу вместо того, чтобы сказать «дай», достаточно всего одного жеста. Поэтому ему просто незачем говорить, его и так понимают. В детском саду ребенку «приходится» начать говорить, потому что педагоги и другие дети не понимают его без слов.

По статистике далеко не все ребята начинают лучше говорить, посещая сад. Во-первых, неизбежные простудные заболевания, особенно с высокой температурой, отбрасывают развитие малыша назад. Во-первых, для многих деток садик – это стресс, так откуда же взяться раскованности и непринужденному говорению? Во -вторых, многие детки с нарушенным речевым развитием чувствуют себя неуютно рядом со сверстниками – «болтунами», они испытывают неуверенность, тревогу, часто замыкаются или проявляют агрессию. Нередки случаи появления запинок в речи, логофобии (страха говорения). Так или иначе, если малыш плохо говорит для своего возраста, ему необходима помощь для стимуляции речи.

До 4-х лет это могут быть логопедические занятия в развивающем центре или в логопедической группе при садике. Там малышу будет комфортно, занятия помогут лучше говорить, и развитие речи нормализуется. Отдавать кроху в садик по причине задержки речи неразумно.

 

МИФ 4. Билингвизм – причина задержки речи.

На эту тему можно говорить долго. Но скажу кратко.

В нашей многонациональной стране двуязычные родители часто спрашивают, должны ли они ограничивать свои взаимодействия с ребенком только одним языком? Доказательства исследований в этом вопросе довольно однозначны: знакомство с двумя языками не вызывает и не осложняет речевое расстройство. Дети нуждаются в качественном образце речи, поэтому родителям лучше разговаривать со своими детьми на том языке, который для них самих наиболее комфортен. 

МИФ 5. Нарушения речи передаются по наследству.

Когда в семье растет малыш с нарушенным речевым развитием, всегда найдутся любители из числа родственников, которые станут искать причину этого в дурной наследственности. Тут и папе может достаться («да он заговорил только в 5 лет, отсюда и проблемы»), и мама в стороне не останется («ты букву Р до школы не выговаривала, что ж удивляться-то..»). На самом деле, большинство нарушений речи прямо по наследству не передаются, а передается лишь предрасположенность к этому. Яркий пример можно привести с заиканием. Если один из родителей заикается, то это вовсе не означает, что родившийся малыш будет непременно заикаться. Однако особенности нервной системы, эмоционально-волевой сферы, свойства темперамента и т.д. по наследству могут передаться, и в будущем при возникновении стрессовой ситуации вполне возможно, спровоцируют заикание. Если у ребенка уже выявили задержку речевого развития, то винить наследственность в этом нужно в последнюю очередь.

 

ИТОГ: Если Вас беспокоит речь ребенка даже в 2 года, обратитесь на консультацию к логопеду. Логопедические занятия помогут ребенку справиться с речевыми проблемами и подготовиться к успешной жизни в социуме. Кроме того, важно понимать, что только специалист сможет точно установить, действительно ли ребенку требуется всего лишь дополнительное время, чтобы «разговориться», или же существуют реальные трудности.