oC
Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотный «партизан» наконец заговорил. Вы - одни из них? Тогда давайте поговорим! ГОВОРИТЕ! Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребенком-молчуном – пустая трата времени, ведь он все равно не вступает в диалог. Наоборот, чем чаще вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладете в суп, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не стоит употреблять много искаженных «детских» слов (бибика, ававка и т.п.), если чадо вышло из младенческого возраста. Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова. ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ! Общение с ребенком вы должны сделать деловым, т.е. преследующим какие-то цели. Но, как известно, невозможно договориться, если одна из сторон не желает говорить. Тем важнее проявлять большое внимание, если малыш пытается вам что-то объяснить: пусть он и использует для этого нечленораздельные звуки или жесты – вы же не хотите, чтобы малыш обиделся и совсем перестал стараться? Однако, не переусердствуйте: предугадывание желаний ведет к тому, что у него пропадает мотивация к разговору. Часто родителям маленьких «молчунов» советуют на время перестать «понимать» ребенка, чтобы у последнего возникла необходимость заговорить. Но при таком мотивировании ребенка к речи обязательно нужно почувствовать момент, когда малыш начинает проявлять излишнюю нервозность, готов заплакать. После появления слез ребенка, мамы, как правило, сразу перестают добиваться, чтобы малыш произнес нужное слово. До этого момента доводить «общение» ни в коем случае нельзя, иначе ваш малыш быстро поймет, стоит ему заплакать – мама перестанет «мучить» его своим «непониманием». ИГРАЙТЕ! Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, где «спрятался» котенок и т.п. Игра – самая важная форма деятельности для малыша. Если он увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать. Простые слова «На!», «ешь!», «спи!», «ай-яй-яй», обращенные к игрушке, получаются у малыша намного легче, чем если бы вы требовали: «Скажи как я!», «Повторяй!» ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ! Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью – говорите «на», протягивая открытую ладонь, и отрицательно качаете головой, произнося «нет»; разводите полукруглые руки в стороны – «большо-о-о-й»; приближаете ладони – «ма-а-а-ленький». Короткие стихотворные тексты, сопровождаемые такими жестами, превращаются в маленький кукольный театр. ПОМОГАЙТЕ! Пусть малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения: звуки, жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его желание «Хочешь поиграть с мишкой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает головой, или, наоборот, мотает. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавать ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребенком по поводу каждого действия. Подготовила: учитель – логопед Борисва М.С.